?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Репортаж с «круглого стола» «Духовные традиции. Настоящее и будущее славянского мира».

Печать E-mail
27.10.2010 г.
Image 25 октября  в конференц-зале Союза театральных деятелей в рамках VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» прошел круглый стол на тему: «Духовные традиции. Настоящее и будущее театра славянского мира».

Встреча прошла оживленно и длилась почти три часа. Были затронуты вопросы, касающиеся ответственности художника перед зрителем, влияния массовой культуры на сознание людей, воспитания личности. Остро обсуждалась проблема: как выжить культуре в условиях рыночной экономики. Предлагаем вашему вниманию фрагменты выступлений участников «круглого стола».

Президент Международного форума «Золотой Витязь», член Патриаршего совета по культуре, народный артист России Николай Петрович Бурляев:
«…Богоугодное ли дело театр по своей природе? Можем ли мы привести в пример театр, который действительно содействует исполнению промысла Божьего? Можем ли мы вспомнить достаточное количество театральных работ, в которых мы возносились душой? Я помню только несколько работ, в частности работа Алексея Рыбникова «Литургия оглашенных», где все так цельно и ровно. Это очищение души.
Каков театр ныне? Современный театр – это нечто эффектное, увлекающее, соблазнительное. Последнее время особенно часто пользуются этой внешней эффектностью, «эффектной пустотой» - как говорил Иван Александрович Ильин, заманивая в театры публику. Сейчас за зрителя надо бороться, потому что нас ввергли в рыночное время. Рынок повсюду. Практически ни один руководитель культуры не рискует восставать против общего мнения, царящего в высших эшелонах власти, - якобы всё должно быть в рынке, и культура тоже. Театральный форум «Золотой Витязь» никогда не был согласен с рыночным отношением к культуре. Рынок в культуре – это вырождение и гибель нации. Театр должен быть тем местом, который помогает людям выходить в горний мир».

Доктор искусствоведения, профессор РАТИ-ГИТИС Нина Алексеевна Шалимова:
«Николай Петрович уже говорил о проблеме рынка, и я хочу к этой проблеме зайти с другой стороны, я обозначу свое размышление, как противостояние театрального искусства и массовой культуры. В «Гамлете» заглавный герой при встрече с актерами формулирует то, что «актер есть зеркало и краткая летопись своей эпохи». Хочется задать вопрос: по кому из актеров будут судить о духе нашего времени и о краткой летописи эпохи?
Проблема, перед которой стоит театр – это вызов времени в агрессии массовой культуры, которая загаживает информационное пространство, пространство эфира. Я и в широком философском смысле говорю «эфира», и в узком -  телеэфира. В общем, загаживается пространство нашего духа. С одной стороны, вызов времени в красках, фактурах, в объемах, в ракурсах развлекательной индустрии, которые проникают и в зримый образ спектакля, а с другой стороны, проблема коренится в зрительском восприятии, она коренится в зрительном зале. Первое, что делает массовая культура - смывает критерии. Она уничтожает саму иерархию культурных ценностей. А эта иерархия строится строго по вертикале: от самых простых театральных феноменов, до более сложных, требующих более развитого художественного сознания».
 
Иерей Дмитрий Рощин:
 «Я хочу сказать о личности, потому что церковь, к которой мы принадлежим, преобразует мир через преображение личности. Во все времена, если что-то происходило где-то, в любое время, в любом месте человеческой жизни, то всегда за этим стояли личности и за ними создавались фильмы или театры, или что-то другое. Проблема воспитания личности, ее преображения – это очень сложная проблема, особенно сегодня.
Церковь стоит перед невероятно сложной задачей. Точно так же как искусство окружено массовой культурой, точно так же церковь окружена языческим миром. Нам русским людям приходится заново объяснять основы Евангелия. В народе почти ничего не осталось того, что связывало его с корнями его истории. Человек трехсоставен: он состоит из духа, души и тела, но духа сегодня почти не видно. Сегодня сложно набрать несколько имен, которые являлись бы человеческой силою, о которых можно было бы говорить всерьез. Поэтому театр не противостоит массовой культуре ни потому, что он разрушен, ни потому, что нет государственной поддержки, а потому, что нет в театре личностей, которые могли бы решить самую сложную задачу.  Осуществить задачу христианизации театра. Все решается через личность, а задача воспитания личности – это задача не одного человека, не одной семьи, а задача целого государства».

Председатель жюри VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» в номинации «Театр-малая форма», народный артист России Василий Борисович Ливанов:
«Я хотел бы вернуться к такому понятию как «ответственность».
Что мы несем нашим детям и будущему поколению? Они за нас не отвечают, это мы за них отвечаем! Искусство должно быть национальным по форме и высоконравственным по содержанию.  Сегодня постановщику не интересен классик, постановщику интересен «он» - постановщик. Он хочет себя выразить. Поэтому появляется то, чего просто-напросто нет в произведении, а режиссеру очень бы хотелось, чтобы это было. А зрители на это смотрят. Единственный театр, который держится – это Малый, который уважает авторов».

  Художественный руководитель Омского драматического театра «Галерка» Владимирович Федорович Витько:
«Сегодня наступил момент, когда нужно воздать должное русскому человеку. За все его страдания. И кто только его не клял, но он, Слава Богу, выжил. И сегодня, на мой взгляд, нет никакого сомнения, что храм искусства и храм Божий должны идти рука об руку. И я хочу подчеркнуть, что нельзя подменять одно другим. Мы все-таки светское искусство.
Говорят, что если ты не будешь смешить публику, значит, она к тебе не придет. Да нет же, неправда всё это. Как сказал Лев Николаевич: Делай, что должен и будь, что будет».

Вице-президент Международного форума «Золотой Витязь», кинодраматург Маргарит Николов (Болгария):
«Меня взволновали слова отца Дмитрия. Я думаю, что единственная дорога спасения современного театра – это дорога духовного катарсиса. И самое главное, чтобы это случилось, нужна современная драма современного катарсиса. Очень мало в славянском мире духовных драм. Надо развивать драму, с самыми современными нашими православными мыслями».

Главный редактор журнала «Театральная жизнь», член жюри VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» Олег Иванович Пивоваров:
«Не подумайте, что я маньяк рынка, но я хочу вернуться к этой теме. Дело в том, что нужно отдавать себе отчет, что в ближайшее время возврата к социализму не будет. Мы обречены жить в рыночное время. Поэтому нужно понимать, что театр живет в рынке, но нужно создавать с помощью гражданского общества благоприятные условия для культуры. Вот это в наших силах и мы должны это делать. Все превратилось в спорный пункт. Никто по совести не может сказать, что есть «добро» и что есть «зло». Есть массированное наступление на русский репертуарный театр, есть насильственное внедрение цветов зла в русскую театральную культуру. И дело не в рынке, дело в нас самих.
                                   
Полная стенограмма «круглого стола» «Духовные традиции. Настоящее и будущее театра славянского мира» будет опубликована на сайте
www.zolotoyvityaz.ru